Суббота, 10 декабря, 2016 года: USD = 63.3028, -0,0873 EUR = 67.2086, -1,0372

Дальневосточные уловы не доплывают до прилавков Центральной России

17 октября 2014, 11:20

В сентябре отгрузка рыбы на Дальневосточной железной дороге уменьшилась. Если сравнить с сентябрем прошлого года, - на 14 процентов. И это несмотря на эмбарго на импорт атлантической рыбы. Невзирая на победные реляции о замечательных результатах минтаевой, лососевой, сайровой и прочих путин. Вопреки ожиданиям, что представленный на внутреннем рынке объем дальневосточных уловов резко увеличится. В чем коренятся причины этого парадокса?

Дальневосточные уловы не доплывают до прилавков Центральной России

- График движения позволяет ежедневно отправлять по два "холодных" поезда с рыбой с маршрутной скоростью 1060 километров в сутки, - говорит и.о. начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Лоншаков. - В августе она даже составляла 1600 километров в сутки, что соответствует европейскому стандарту. За неделю свежемороженая рыба доставляется до станций Свердловской железной дороги.

Но за три квартала на запад страны ушло лишь 52 ускоренных рефрижераторных поезда. Хотя это чуть ли не наполовину больше, чем годом ранее, все равно слишком мало. По подсчетам железнодорожников, они с начала года могли бы отправить отечественным потребителям 1,5 миллиона тонн рыбы в ускоренных рефрижераторных поездах - в 16 (!) раз больше, чем перевезли на самом деле. Таким образом, потенциал данного вида перевозок используется лишь на шесть процентов.

На припортовых станциях простаивают порядка 420 вагонов-холодильников. Ждут погрузки. Причем наполнить их чем-то иным, кроме рыбы, невозможно - на Дальнем Востоке просто нет такой продукции. Ждут продавцы, когда покупатель-оптовик из центральных регионов России согласится на их цену. А она сегодня ох как кусается: оптовая стоимость горбуши в Приморье скакнула до 130 рублей за килограмм (с прошлогодних 67). Ждут покупатели. Они понимают, что приморские склады забиты рыбой, и цена неминуемо должна поползти вниз. Нынешние розничные 240-400 рублей за кило хоть и дикого, но не самого ценного тихоокеанского лосося говорят отнюдь не в защиту отечественного производителя. А пока перепродавцы и ретейлеры торгуются, "холодные" вагоны стоят.

Есть ли решение, которое устроило бы всех? Специалисты считают, что главное условие снижения стоимости дальневосточной рыбы - исключение из логистической цепочки многочисленных посредников.

- Следует организовать прямые потоковые поставки непосредственно от оптовых поставщиков в адрес крупных оптовых покупателей, торговых сетей, - подчеркивает Алексей Лоншаков.

Его позицию поддерживают и в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Потенциал рефрижераторных поездов для перевозки рыбы используется лишь на шесть процентов

- Отечественные предприятия готовы предложить свой ассортиментный ряд в каждой из трех крупных ценовых категорий, присутствующих на рынке. Дальневосточные и северные рыбаки увеличат производство филе первой заморозки, стабильно растет предложение в сегменте копченой и соленой рыбы, в рыбной консервации вообще есть реальная возможность снизить цены, - заявляет председатель профильной комиссии РСПП Герман Зверев. - Для этого необходимы прямые договоры между рыбопроизводителями и торговыми сетями. Чтобы обеспечить такие связи, рыбопромышленники готовы работать с коллегами из федерального ретейла.

В сентябре нынешнего года участники международного конгресса рыбаков, состоявшегося во Владивостоке, предложили "для организации прямых поставок рыбы от борта корабля до конечных потребителей создать под эгидой правительства Приморского края структуру, которая бы консолидировала и организовывала сбыт дальневосточной морепродуктов от добытчиков до потребителей с использованием комплексной транспортной услуги в течение всего года". С этой идеей полностью согласны и перевозчики.

- Это позволит сократить посредническую составляющую, которая сегодня взлетела до неимоверных высот, - отмечает Алексей Лоншаков. - Именно посреднические, а не транспортные расходы занимают львиную долю в цене конечного продукта. Затраты на железнодорожную доставку - в зависимости от расстояния перевозки от 1,6 до 8,3 процента в розничной цене рыбы и рыбной продукции. И это при том, что общемировой уровень транспортной составляющей - порядка 11-12 процентов, а среднероссийский намного выше - около 30.

Предложение, выработанное на рыбацком конгрессе, направлено в правительство РФ. Но на пути дешевой отечественной рыбы к прилавку есть и другие барьеры. Одни из самых высоких - ветеринарные и санитарные. Ветоформление импортной рыбопродукции, по словам Германа Зверева, занимает не более суток, а чаще всего - один-два часа, для российской же рыбы этот срок составляет от трех до десяти суток.

- Поэтому, несмотря на существенную разницу в цене импортной и российской сельди, трейдеры и переработчики в центральной части России предпочитали работать с импортной рыбой, - констатировал он. - И ситуация не улучшается, а усугубляется после издания минсельхозом РФ приказа № 281 о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов.

Кроме того, размах ценовых "качелей" при игре спроса и предложения могла бы нивелировать ритмичная, а не только в пик путины, перевозка рыбы от дальневосточных берегов в западные регионы страны. А для этого необходимо развитие в ДФО современной припортовой инфраструктуры, логистических центров, которые позволили бы хранить рыбу и другие скоропортящиеся продукты и составили бы реальную конкуренцию холодильным мощностям близлежащих азиатских портов. Пока же все российские склады на восточном побережье в состоянии принять на заморозку 74 тысячи тонн рыбопродукии, не столь дальний южнокорейский Пусан - на порядок больше: 800 тысяч.

Между тем чиновники предлагают и вовсе нетривиальные решения.

- Для нас аквакультура - это возможность решить проблемы логистики нашей большой территории, - заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков. - Это единственная важная задача - урегулировать вопросы доставки рыбной продукции и ее ассортимента.

Кстати

В Приморье реализуется проект по снижению розничных цен на продукцию местных рыбопереработчиков. Администрация края выступила организатором налаживания прямых контактов между товаропроизводителями и торговыми сетями. В частности, рыбные консервы ЗАО "Южморрыбфлот" будут поступать на прилавки напрямую от изготовителя, минуя звенья посредников. "Посредники не только способствуют завышению цены. Зачастую они закупают некачественные, низкосортные рыбные консервы у иностранных производителей, переклеивают этикетки и выдают их за российскую продукцию, - рассказал генеральный директор рыбоперерабатывающего предприятия Александр Ефремов. - Разумеется, ни нас, ни потребителей, ни органы власти, ни добросовестные компании розничной торговли такая ситуация не устраивает".

Источник: fishnotice.com

Также в разделе:

Тонны рыбы, километры сетей, десятки браконьеров: улов путины в Приморье...

На острове Русский во Владивостоке построят логистический центр для приема рыбы...

Приморье отдало на экспорт почти половину привезенной красной рыбы...

На торгах распределены первые участки под марикультуру в Приморском крае...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Санкт-Петербург: ЗакС Петербурга потратит 830 тыс. рублей на икру и креветки
28 октября 2016, 13:55
Столовая Мариинского дворца объявила конкурс на поставку рыбы и рыбной продукции для городского ЗакСа. Начальная цена контракта — 831 тыс. 997 рублей. Согласно документации, опубликованной на сайте госзаказа, для нужд столовой необходимо закупить 22 вида морепродуктов. В...
Минвостокразвития и власти Петербурга разработают проект по доставке рыбы в Северную столицу
19 августа 2015, 12:29
 Петербуржцы проявили высокий интерес к дальневосточной рыбе. Такую тенденцию показали проведенные ярмарки в Северной столице. Об этом сообщил Минвостокразвития со ссылкой на председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиза...
Росрыболовство: рыба все чаще плывет мимо россиян
13 августа 2015, 11:08
Росрыболовство прогнозирует сокращение потребления рыбы в России в 2015 г. из-за роста цен на нее, заявил заместитель министра сельского хозяйства, глава Росрыболовства Илья Шестаков. "К сожалению, наверное, по нашим предварительным оценкам, объем потребления рыбы в этом году будет ниже,...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы:
Горячее предложение