Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Дальневосточным рыбакам выгоднее продавать улов за рубеж

Фильтры

Регион

Новости

Дальневосточным рыбакам выгоднее продавать улов за рубеж

Несмотря на усилия правительства по легализации добычи морских биоресурсов и увеличению лова рыбы в тихоокеанском бассейне на дальневосточной магистрали продолжается падение объёмов перевозок рыбопродукции. Своё видение ситуации изложил первый заместитель начальника Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Лоншаков.

- Алексей Юрьевич, с 1 января 2009 года изменился порядок таможенного оформления рыбы на экспорт. И Росрыболовство прогнозировало рост поступления дальневосточных морепродуктов на внутренний рынок и, как следствие, активизацию рыбных перевозок по железной дороге. Насколько этот прогноз подтверждается?

- К сожалению, картина обратная. За первое полугодие на дороге погружено 175,5 тыс. тонн рыбы, это ниже объёмов того же периода 2008-го на 13,2%. При этом снижение отправки рыбных грузов на Владивостокском отделении составило около 11%, на Комсомольском - более 36%. В июне негативная тенденция сохранялась: на ДВЖД перевезено рыбы на 10% меньше прошлогоднего уровня.

На дороге накапливается невостребованный изотермический подвижной состав. К 1 июля на консервацию отправили 61 рефсекцию, ещё 46 - готовим к консервации. Что говорить, если на конец июня остатки рыбы на складах в портах Дальнего Востока составляли лишь чуть более 9 тыс. тонн при холодильных мощностях около 110 тыс. тонн.

- Может быть, улов меньше?

- Нет. По данным Росрыболовства, с начала года в Дальневосточном бассейне добыто более 1 млн тонн водных биоресурсов. Вьиов увеличился на 4,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И более половины выловленной на Дальнем Востоке рыбы - 550 тыс. тонн - прошло через порты Приморья. Но из них только 220 тыс. тонн выгружены в России, остальная часть, в большинстве своём это минтай, бьиа задекларирована для поставки за рубеж.

С одной стороны, действительно увеличились объёмы легально экспортируемых морепродуктов. Как сообщило Дальневосточное таможенное управление, в январе - мае на экспорт ушло 467 тыс. тонн продукции морского лова стоимостью $786 млн. По сравнению с прошлогодним периодом экспорт официально вырос в девять раз! Эти данные свидетельствуют о том, какое количество водных биоресурсов шло за рубеж контрабандным путём и сколько государство теряло из-за этого доходов. Но изменение схемы таможенного оформления, когда весь улов должен досматриваться на российском берегу, не стало ограничительной мерой для вывоза морепродуктов за границу. Свидетельство тому - только около 17% дальневосточной рыбы везётся железнодорожным транспортом в другие регионы страны.

- В чём же причина, что дальневосточная рыба не пополняет внутренний рынок?

- Конъюнктура рыбного рынка в России складывается пока не в пользу дальневосточников. Рыбаки считают, что спрос на дальневосточную рыбу в европейской части ограничен, цены внутреннего рынка не слишком выгодны. Действительно, Китай, Япония, Южная Корея предлагают более интересные предложения. Так, цена закупа 1 тонны минтая китайскими компаниями - $1760, у российских оптовиков - $1470. Кроме того, иностранцы предоставляют нашим рыбакам кредиты под будущий улов на приемлемых условиях. Отечественные банки кредитуют морских промысловиков неохотно, да и по более высоким процентным ставкам.

-А оптово-розничные сети идут навстречу рыбакам?

- И они не идут. К примеру, с 1 кг минтая рыбак получает 35 руб., дороже у него никто не купит. Однако на прилавках в столичных магазинах минтай в среднем стоит 120-130 руб. Таким образом, торговые наценки превышают 200%. И оптовики, которые занимаются реализацией рыбопродукции, не хотят менять положение дел, поскольку привыкли к определённым доходам. Конечно, и у них есть затратная часть, но в условиях кризиса, считаю, не та ситуация, когда можно наживаться на высокой марже. Ведь 120-130 руб. за 1 кг минтая - это средняя цена, в ряде московских супермаркетов она доходит до 180 руб.

Из-за высокой конечной стоимости рыба, выловленная на Дальнем Востоке, становится неконкурентной по сравнению с импортируемой атлантической, искусственно выращенной, теряет покупателя, причём не только в Центральной части России, но даже у себя в регионе. Прибрежные рыбаки сдают отборную камбалу в торговые сети по 40 руб. за 1 кг, а в магазинах Владивостока она лежит по 80-85 руб.

- Снижение железнодорожных тарифов может увеличить объёмы перевозок рыбы?

- Тариф на перевозку, например, минтая составляет около 4% от розничной цены в Москве. И это реальные затраты - мы же везём его через всю страну. Поэтому снижение тарифа не повлияет на рост перевозок рыбы и снижение конечной стоимости продукта. Уже вводилась подобная практика. И реально она привела только к увеличению доходов оптово-розничного звена логистической цепочки.

- Что, на ваш взгляд, позволило бы переломить ситуацию?

- Основной путь к снижению конечной цены должен базироваться на минимизации затрат на посреднические услуги в оптово-розничной торговле и жёстком контроле со стороны государства всех составляющих общей стоимости рыбопродукции. Ведь розничная цена того же минтая необоснованно завышена. Кстати, вопрос обоснованности цен в торговых сетях на пищевую продукцию, не только на рыбу, был поднят на правительственном уровне. Сегодня в Госдуме готовится законопроект о торговле, который бы предусматривал возможность государства устанавливать максимальную торговую наценку. С одной стороны, думаю, закон позволил бы повысить цену закупки морепродуктов у наших промысловиков, что позволило бы более активно конкурировать с китайскими компаниями-импортёрами дальневосточной рыбы, с другой - понизить их для конечного покупателя.

Другое решение - создание в крупных российских городах независимой сети магазинов «Океан», что и планирует сделать Росрыболовство. Собственно, существенного снижения стоимости рыбопродукции в действующих торговых сетях вряд ли можно будет добиться, здесь главное хотя бы остановить тот рост цен, который наблюдается сегодня. Если же рыба начнёт реализовываться по совершенно иным принципам, включая сокращение числа посредников в логистической цепочке от лова морепродуктов до конечного потребителя, то как минимум можно снизить цену на 20-30%. Пока же рыба продолжает дорожать.

Источник: gudok.ru

Также в разделе

Комментарии (0)