Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Компания НБАМР считает, что кадровый голод в отрасли нужно решать комплексным подходом

Фильтры

Регион

Новости

Компания НБАМР считает, что кадровый голод в отрасли нужно решать комплексным подходом

По прогнозам экспертов уже в скором времени средний командирский состав для рыбодобывающих судов станет для компаний "золотым". Ротация кадров, которая наблюдалась в отрасли последние 50 лет, практически замерла. Отрасль "съедает" оставшийся кадровый потенциал, а компании пытаются прирасти работниками за счет других регионов России. Но попытка хоть как-то остановить надвигающуюся кадровую "катастрофу" без участия государства вряд ли решит эту проблему.

По прогнозу Минэкономразвития численность населения трудоспособного возраста сократится в России с 89,2 млн человек в 2008 г. до 77,2 млн в 2020 году. При этом численность занятых в экономике также сократится с 66,9 до 61,9 млн человек в 2020 г. По официальной информации Центра занятости населения Приморья в 2007 г. в Приморье зарегистрировано почти 109 000 вакансий - как и в прошлые годы, в первую очередь есть спрос на рабочие профессии. По данным статистики, потребность в рабочих высокой квалификации составляет 60% от общего числа вакансий рабочих специальностей.



О гастарбайтерах не мечтаем

Одна из крупнейших рыбодобывающих компаний Дальнего Востока - ОАО "НБАМР" нехватку квалифицированных кадров испытывает не первый год. Причем руководители кадрового департамента отмечают, что ситуация ухудшается уже не с каждым годом, а от путины к путине. "В прошлом году недобор на суда к определенной дате их выхода на промысел мог составлять до 10-15%. В этом году цифра достигает уже 50-60%. Причем недобор идет в основном по рабочим специальностям. Из общего числа специалистов, которых не хватает, 58% - это матросы, по 7% - электромеханики, мотористы, машинисты РМУ, электрики, токари, газоэлектросварщики, - отметил в своем докладе в ВАРПЭ, генеральный директор ОАО НБАМР Сергей КОНОНЮК. -Хотя набор экипажа на судно тоже имеет свою сезонность. Допустим, с зимней рыбалкой проблем почти не возникает. А летом людям хочется отдыхать, к работе не тянет. Всё это закономерно".

Кадровый голод испытывает не только рыбная отрасль. Бизнес в крае давно уже имеет стратегическую направленность решать свой кадровый вопрос за счет привлечения иностранной рабочей силы. Однако, в отличие от отраслей, которые уже смогли задействовать у себя иностранцев и граждан СНГ, рыбодобывающие компании этим путем пойти не могут, так как необходимо квотирование рабочих мест, а это долгий и сложный вопрос, который, как признаются руководители компаний, в ближайшие 5-10 лет решен не будет. Поэтому кадровый вопрос каждая компания старается решить самостоятельно. Но, как известно, один в поле не воин.

Престиж начинается внутри

"Стратегическая задача решения проблемы в комплексном подходе, - уверены в кадровом департаменте компании НБАМР. - Главное, чтобы компании стали решать не только локальные задачи в своей отдельно взятой компании, но и работать на престиж отрасли в целом. А это можно сделать несколькими способами. Например, когда компания вводит у себя какие-то специальные программы для работников плавсостава. Эти программы призваны стимулировать и мотивировать работников на долгий срок. Примером такого подхода может служить наша компания".

В том, что разработки кадрового департамента компании действительно новаторские не приходится сомневаться. Введено специальное, углубленное анкетирование плавательного состава компании для выявления причин, которые сделают работу в компании выгодной и престижной. Так, с января 2007 г. были увеличены внутренние учетные цены на рыбопродукцию, от которых зависит зарплата рыбаков. На каждый вид продукции расценки были повышены от 15 до 30%. Проиндексирован оклад с учетом инфляции. Суда, вернувшиеся из Охотоморской экспедиции, уже попали под действие приказа об оплате продукции, произведенной сверх план-задания, по увеличенным на 30% внутренним учетным ценам. Соответственно будет оплачиваться продукция, произведенная в тот период рейса, когда экипаж задержался на промысле сверх рейсового задания. По итогам рейсов зарплата матроса второго класса составила на руки 23-27 тыс. руб. в месяц. С 1 мая 2008 г. членам экипажей рыбопромысловых судов, принимающим участие в перегрузах, устанавливается вознаграждение за работу сверх пая как на своем борту, так и на борту перегрузчика. А с 1 июня изменяются внутренние учетные цены на филе и фарш минтая. Они повышены соответственно на 10 и 7 процентов.

Однако стимулирование заработной платой оказалось не главным. Большинство молодых специалистов банально не хотят отрываться от берега на длительный срок. Рыбодобывающие предприятия предлагают молодым людям зарабатывать в море, но они считают, что лучше работать на берегу. "Зачем идти в море на 7-9 месяцев, уж лучше куда-нибудь на авторазборку. Пусть меньше будет зарплата, зато каждый день дома: можно сходить в ночной клуб или в бар и по-человечески отдохнуть". Это реальные ответы молодых специалистов, которые окончили профильное учебное учреждение.

И речь не только о молодых, которые могли бы стать хорошими флотскими кадрами. Уже готовые специалисты, которых надо выращивать десять лет и больше, уходят с флота. Капитана, старпома, старшего механика на судно еще можно найти. Но второго механика, электромеханика, радиста - уже с трудом. Средний возраст командного состава на флоте подходит к 50 годам. По словам ректора Дальрыбвтуза Георгия КИМА, начальное профессиональное образование в стране практически уничтожено: "Сегодня дети, которые не могут учиться в вузе, остались бесхозными. Раньше государство их поддерживало, они поступали в ПТУ, получали рабочие специальности и устраивались на предприятия. Мы получали более-менее полноценного гражданина страны. Сейчас под угрозой исчезновения и среднее профобразование".

Инвестируй в учебу

Инвестировать деньги в обучение будущих кадров ведущие западные корпорации начали еще 50 лет назад. В Советском Союзе главным инвестором являлось государство. В рыночной среде компании по факту оказались морально не готовыми финансировать обучение своих потенциальных работников. Это временное замешательство сегодня дорого обходится рыбопромышленникам. В погоню за кадровым резервом включились иностранные судоходные компании. Сначала иностранные фирмы "вымели" кадры из транспортного флота, потом перекинулись на рыбацкий. И переманили многих. Трудовой стаж там не идёт, зато компании не платят налоги, отсюда зарплаты у экипажей несколько выше. К тому же не надо обрабатывать рыбу, отстоял вахту - и свободен. С другой стороны, сотни наших соотечественников возвращались из таких приключений не солоно хлебавши. Но еще много рыбаков уйдут работать в заграничные компании и будут работать там, пока не начнут получать пенсию в размере 2 000 руб. Но это будет потом, а сегодня выпускник смотрит в сторону таких компаний почти с восторгом.

Все же специалисты кадрового департамента считают, что инвестиции в обучение вкладывать необходимо. И первые шаги в этом направлении компания предприняла еще в 2007 г. С целью привлечения специалистов предприятие запустило собственную программу обучения сотрудников. Совместно с филиалами МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Дальрыбвтуза проводится набор учащихся на конкурсной основе на бесплатное обучение с последующим трудоустройством: с Находкинским филиалом МГУ им. адм. Г.И.Невельского - по профессии "токарь" и "газоэлектросварщик"; Находкинским филиалом ДВГТРУ - по профессии "матрос". Совместно с Дальневосточным мореходным училищем выпустили группу матросов. Весь курс обучения оплачивает работодатель, с условием, что по его окончании выпускник 3 года отработает на предприятии. С сентября такие курсы проводятся и во Владивостоке. Но специалисты компании при наборе первой группы столкнулись с недоверием людей к данной программе, так как они просто отвыкли от того, что предприятие может самостоятельно готовить себе кадры. Именно поэтому к началу учебы было с трудом набрано 10 человек. Все учащиеся предварительно проходили собеседование. Контингент людей, которые желали стать матросами, был очень низкий. Многие из них были безграмотными, с трудом умели писать. Воспринимали этот проект как бесплатное оформление рыбацких документов без учебы. И когда людям объясняли, что еще надо отучиться, - это их отпугивало".

Конечно, инициативы отдельно взятого предприятия, - это, безусловно, хорошо. Однако эксперты твердят о том, что полностью производить обучение специалистов за свой счет в том количестве, в котором они необходимы отрасли, предприятия не в состоянии. Все понимают, что главная цель - это выполнение производственных показателей. Более того, собственники очень часто рассматривают такие инициативы менеджмента как издержки предприятий, и только самые "продвинутые" собственники оценивают такие шаги руководителей кадровых департаментов как правильные и своевременные. "Инвестиции в обучение, это деньги в будущую прибыль", - высказал свое мнение "ЗР" один из собственников рыбодобывающей компании. При этом заметил, что лично он инвестировать значительные суммы пока не готов.

Прийти к решению вместе с государством

Однако вне зависимости от конкретных цифр российская экономика, по мнению экономистов, входит в совершенно новый этап - этап бурного роста зарплат и издержек предприятий. Они предполагают, что происходит быстрая возгонка стоимости рабочей силы, и очень скоро мы можем увидеть зарплаты рабочих на уровне $5 тыс. Уже сейчас, к примеру, электромеханики задумываются, идти ли им на гарантированную оплату в 90 тыс. руб. В условиях быстрого роста издержек производства это неизбежно заставит предприятия либо закрываться, либо переносить их в страны с более дешевой рабочей силой. Конечно, финансовый кризис будет способствовать тому, что отрасль получит дополнительные рабочие руки. Правда, как только российская экономика начнет преодолевать его последствия, рабочих рук опять не станет.

"В ходе заседания в ВАРПЭ было принято решение направить письма с предложениями рыбаков в соответствующие министерства, потому как решить весь объем вопросов самим предприятиям не под силу. Нужны меры государственной поддержки, - говорит Сергей Кононюк. - Ведь компании не просят инвестиций. Они добиваются конкретных шагов, таких как сокращение срока подготовки документов плавсостава, отсрочка от прохождения военной службы в период работы в составе экипажа на промысловом судне, обязательное распределение студентов, обучающихся на бюджетной основе, на рыбодобывающие и перерабатывающие предприятия".

Источник: zrpress.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись