Среда, 26 апреля, 2017 года: USD = , EUR = ,

14 сентября 2009, 16:33
На Дальнем Востоке красная рыба стоит 25 руб. за кг, но в Москве цена не упадет ниже 100 руб. за кг.

Последний год со стороны Росрыболовства наблюдается уникальная для федерального ведомства пиар-активность. Плакаты со схематичным изображением рыбы в стиле раннего христианства заняли чуть ли не половину билбордов в Москве и призывают разнообразить стол водными биоресурсами, обещая кальций, фосфор и другие полезные вещества. Казалось, сама природа решила сыграть на руку рыболовным чиновникам - с августа к российским берегам идут на нерест неисчислимые косяки лососевых рыб, кеты, нерки, горбуши. В Росрыболовстве обещают, что улов красной рыбы в этом году достигнет 480 тыс. т, а вице-премьер Виктор Зубков обещает больше - до 500 тыс. т.

Но, как оказалось, сбывать рыбу некуда. Рыбаки подходят гружеными к портам, и оказывается, что выгружать улов некуда, поскольку склады уже забиты под завязку, а первый месяц хранения обходится в 12 руб. за каждый килограмм, следующий месяц - 24 руб. и так далее, это называется "прогрессивным режимом хранения". Покупателей при этом нет, оптовики ждут, когда рыба подешевеет. Более того, во всей красе встал извечный вопрос - как доставить рыбу в более-менее товарном виде с Дальнего Востока в Европейскую часть России? Собственно, на протяжении последних лет это всегда было проблемой из-за высоких железнодорожных тарифов на перевозку. А за последние два месяца и без того немалые тарифы - порядка 700 тыс. руб. за перевозку примерно 170 т рыбы (столько вмещается в одну железнодорожную пятивагонную рефрижераторную секцию) - подскочили до 1,8 млн руб., а с учетом надбавки за срочность - до 2,5 млн руб.

Рыбными проблемами озаботились власти. Переизбытку лососевых на этой неделе было даже посвящено заседание правительства, на котором вице-премьер Виктор Зубков назвал нынешний улов рекордным начиная с 1908 г. Там же Зубков заверил, что ОАО "РЖД" приняло все необходимые меры для того, чтобы составы, груженные рыбой, уходили в большие города бесперебойно. По словам представителей РЖД, на Дальний Восток направлено более 200 рефрижераторных секций и несколько вагонов-термосов, не оснащенных холодильными установками. К тому же железнодорожники отказались от практики подачи заявок на вывоз за 10 дней, на время "лососевого аврала" погрузка станет производиться в течение суток. Железнодорожники обещают, что поезда с рыбой пойдут в ускоренном режиме и станут доходить от станции Мыс Чуркин рядом с Владивостоком до Новосибирска и Урала за 7 суток вместо обычных 14. Кроме того, по словам вице-премьера, отменен удорожающий коэффициент. Впрочем, как его отмена скажется на цене рыбы, - пока неясно. Дело в том, что лососевая путина - пожалуй, единственная путина в году, приносящая прибыль железнодорожникам. На минтае, который ловят зимой и весной, одни убытки, вот их-то ОАО "РЖД" и его дочерние структуры, например "Рефсервис", покрывают с помощью перевозок красной рыбы. "Накрутка" на доставку одного килограмма рыбы из Владивостока до Москвы составляет 9 руб. "Оптовики не готовы закупать лосось из-за транспортного коллапса, - объясняют в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. - Проблема в том, что на сегодня недостаточно рефсекций и мест для хранения. Стоимость рефсекций на сегодняшний день превышает 2 млн рублей без учета расходов на оформление и погрузку. В связи с этим оптовикам нерентабельно закупать лосось, так как вывезти его довольно сложно. К сожалению, ни инфраструктура перевозок, ни прибрежная инфраструктура рефсекций не готовы к хорошему улову". С Камчатки производятся перегрузки до Владивостока, далее - рефсекция до Москвы. Стоимость перегрузчика на 1кг - 4-7 руб. (зависит от дистанции), стоимость рефсекции - 12-14 руб. на 1 кг, объясняют механизм доставки в ассоциации.

Но даже если железнодорожники, как заявило ОАО "РЖД", "сделали все от них зависящее, чтобы улов был доставлен потребителям", это еще не решение проблемы. Более того, железнодорожники пока что жалуются на то, что им не отгружают рыбу с переполненных складов. Вагоны - вот они, подгоняются в срок, а везти нечего. Причина - на рыбу отсутствует спрос. Росрыболовство обвиняет в этом оптовых закупщиков. "Они выжидают падения цен на рыбу, хотя ниже некуда, уже сейчас рыбаки продают ее по 25-30 руб./кг", - возмущается руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

У оптовиков - своя правда. Представитель рыбопромышленной компании "Гольфстрим" объясняет поведение оптовиков рыночными соображениями: "В начале июня лососевые стоили 60 руб./кг, сегодня - вдвое меньше. Кто же будет покупать на падающей цене? Тем более что спрос на красную рыбу, выставляемую на прилавки магазинов по цене более 100 руб./кг, не столь уж и велик. У некоторых закупщиков еще хранятся на складах лососевые, закупленные в июне. И что с ними делать?" К тому же, по словам представителя "Гольфстрима", рыба, скажем, с Камчатки в этом году не очень хорошего качества. Во-первых, она довольно мелкая, а во-вторых, ее начали ловить поздно, когда она уже зашла в реки и успела довольно долгое время пробыть в пресной воде, где произошли так называемые нерестовые изменения и мясо стало излишне мягким.

Как разобраться с этой ситуацией и заставить торговые сети закупать российскую рыбу, должен разобраться Минпромторг, в котором планируется провести специальное совещание с участием представителей крупнейших продуктовых ретейлеров. Впрочем, когда это будет - неясно, Минпромторг еще не получил протокола совещания правительства, а без этого никак, объяснили в министерстве.

Между тем Росрыболовство продолжает борьбу за рыбу. Не дожидаясь, пока оптовики начнут закупать лососевых, ведомство объявило о начале "рыбных интервенций". В Россельхозбанке взят кредит размером 1 млрд руб., на который у российских рыбаков будет закуплена "дикая рыба", в том числе и лососевые. На момент написания статьи Россельхозбанк не рассказал об условиях выдачи кредита. Росрыболовство планирует продавать рыбу на специализированных ярмарках, в магазинах и даже на лотках по цене 60-70 руб./кг. Впрочем, это делается в первую очередь для того, чтобы открыть путь на рынок российской рыбе вместо иностранной, преобладающей сейчас на прилавках. "Наверное, наши потребители не знают, что у искусственно выращенной норвежской семги даже отваливаются плавники", - пугает потребителей председатель Росрыболовства Андрей Крайний.

Однако если "рыбная интервенция" и принесет свои плоды, то это скорее всего будет разовая акция. Никто, собственно, не против российской рыбы, но, если нет выстроенной схемы ее доставки, приходится покупать иностранную. Правда, Виктор Зубков недавно пообещал подумать над введением таможенных пошлин на импортную рыбу. Однако это отнюдь не гарантирует, что на прилавках появится недорогая отечественная. Ведь таможенные пошлины вряд ли помогут наладить бесперебойную поставку рыбы с Дальнего Востока или умерить аппетиты перекупщиков.

Также в разделе:

В Приморье введен запрет на вылов белорыбицы...

Вылов минтая и сельди увеличился в Приморском крае...

Республика Корея готова сотрудничать с Приморьем в развитии рыбопереработки и портовой инфраструктуры...

Ученые предлагают увеличить допустимый улов гребенчатой креветки в Татарском проливе в 2017 году на 150 тонн – до 850 тонн...

В Приморье запустят производство консервных банок для рыбы...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы:
Горячее предложение