Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Почему рыба по дороге в магазин дорожает в два раза?

Фильтры

Регион

Новости

Почему рыба по дороге в магазин дорожает в два раза?

В морском Владивостоке торгуют иностранным кальмаром, сахалинской навагой и браконьерскими креветками.

Об этом и многом другом корр. "ЕН" говорила с депутататом Думы Владивостока, президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгием Мартыновым.

Рыба - продукт стратегический

- Георгий Геннадьевич, 12 марта исполняется два года, как вы были избраны президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. Как за это время изменилась отрасль? Что удалось сделать для рыбаков?

- Время было сложное, правительство долго не знало, что с рыбаками делать. То передавали их в подчинение Министерства сельского хозяйства, то создавали самостоятельное профильное ведомство. Поэтому царил определенный хаос.

Самое главное, чего удалось добиться за последние годы: правительство стало советоваться с рыбаками при принятии важнейших для отрасли решений. Мы очень долго добивались того, чтобы нас услышали. К тому же в последние годы отраслью руководили люди, далекие от рыбного хозяйства. В июне 2004 года во Владивосток приехал президент Владимир Путин, где на рыболовном судне встретился с руководством края и ряда крупных рыбацких компаний. И тогда мы донесли до главы государства наши проблемы, предложения. Доклад готовился участниками рабочей группы, и главной его идеей была обязанность рыбаков весь улов в нашей экономической зоне сдавать на российский берег. То есть, как раз то, к чему мы пришли сейчас в виде закона. И еще по нашей инициативе обсудили вопрос с многоразовыми пересечениями судами границы. Так как постоянное оформление у пограничников серьезно осложняло промысел особенно для малых рыболовных судов, проблема требовала решения. Нам удалось добиться, чтобы к руководству отрасли пришли инициативные и компетентные люди, была создана специальная комиссия по развитию рыбной отрасли страны. И теперь благодаря этому мы можем довести до первых лиц государства свою позицию. Еще к результатам работы Ассоциации могу отнести то, что мы добились выделения квот на 10 лет. Это позволяет рыбакам планировать на перспективу свою работу: набирать экипажи, организовывать поставки, закупать топливо. А такая стабильность - это привлечение инвестиций.

- А что не удалось решить?

- Необходимо оттачивать механизм реализации принимаемых решений. Даются хорошие поручения, принимаются законы, но исполнение хромает. Приведу пример. Был я на заседании правительственной комиссии в Астрахани. По нашей инициативе рассматривался вопрос о качестве. Одно дело поймать, довезти, но ведь важно и сохранить, так как отравление рыбой протекает обычно тяжело. Виктор Зубков дал поручение разработать меры по упорядочению отгрузок рыбопродукции в специализированных портах и транспортировке по железной дороге. Просто с этим есть определенные проблемы, так как появилось слишком много владельцев грузовых составов. Уже прошло полгода, на носу лососевая путина, а меры так и не разработаны.

- Конечно, приморцев больше всего интересует, когда в магазинах будет дешевая и качественная рыбопродукция?

- Когда в России были рыбные дни, то ее потребление почти достигало физиологической нормы в 24 кг в год на одного человека. Сегодня этот показатель составляет только 12 кг. Для сравнения, в Норвегии - 48-50, в Японии - 68 кг. Конечно, по культуре питания мы не японцы. Но замечу, что продолжительность жизни у них наибольшая.

Почему дорогая рыба? Причин несколько. Накручивает торговля, достаточно высокий железнодорожный тариф. Если до 2002 года существовала 50-процентная скидка на провоз рыбопродукции, теперь такой льготы нет. И еще мы до сих пор не приравнены к сельхозпроизводителям. А разве рыбак не обеспечивает продовольственную безопасность страны?

Про наши приморские магазины могу сказать особо. Они устанавливают среднюю цену на рыбопродукцию по стране и накидывают до 60-70 процентов. Для примера: два года назад к нам пришла горбуша по оптовой цене 38 рублей за кг. А потом зашли мы с супругой в магазин и увидели эту же рыбу уже по 75 рублей. За "путешествие" с Чуркина до Второй Речки она подорожала в два раза! Сегодня руководство отрасли говорит, что надо вернуться к системе специализированных магазинов "Океан", куда бы напрямую шла продукция от производителя и где была бы разумная торговая накрутка. Причем при выдаче квот рыбаки могли бы взять обязательство продавать 10 процентов продукции именно на территории Приморского края. Эта мера позволила бы по доступной цене продавать товар достойного качества.

Особо скажу, что существуют браконьерские суда, которые ставят ловушки на краба, добывают медведку, ведут незаконный улов. К примеру, квоты на уже упомянутую креветку в Приморье составляют всего 30 тонн. Имеют их всего пара компаний. Этот объем можно реализовать максимум за месяц. А зайдите на набережную Спортивной гавани, там в любом кафе ее продают чуть ли не круглый год. Это все браконьеры. То же самое и крабы. Если лов запрещен, то откуда ему взяться на рынке?

Членам Ассоциации бороться с нелегальным ловом в том же Охотском море трудно. Да и не рыбаков это задача. Есть правоохранительные структуры, которые должны заниматься своим делом. Но вот по краю мы собираем межведомственные рейдовые группы, приглашаем надзорные органы. Например, когда в Ольгинском районе на нерест идет рыба, то в течение всего периода работаем на той же речке Аввакумовка. Продумываем маршруты, выставляем милицейские посты. Если бы этого мы не делали, то стадо приморской кеты браконьеры уже бы истребили. Ведь вылавливали промышленными объемами. Сейчас есть система лицензирования, которая предусматривает разрешенный вылов только пяти рыб лососевых пород. Регулярно также мы проводим рейды и на озере Ханка.

Депутат должен смотреть шире границ своего округа

- Когда вы решали для себя стать депутатом городской Думы, то как обозначили свою миссию?

- Мое мнение таково, что нельзя защищать интересы только своего округа, избирателя. Когда ты голосуешь на заседании, то четко представляешь, что ответственность несешь перед всеми жителями города. Если не примешь решения, то кто-то не получит зарплату или не будет сделан ремонт. Хочу отметить, что у Думы с нынешней городской администрацией сложились вполне рабочие отношения. Я, будучи заместителем председателя социального комитета, регулярно общаюсь с руководителями подразделений, заместителями главы, совместно решаем вопросы. Кроме того, администрация всегда внимательно относится к нашим вопросам. Заместители главы, курирующие разные отрасли, присутствуют не только на заседаниях Думы, но и работают с комитетами Думы.

Я сам с Первомайки, проработал здесь много лет и выдвигался по этому округу. Сам ходил по квартирам, разговаривал с людьми. Причем поскольку и работаю на Чуркине, то со многими жителями района знаком, потому общение с народом было еще более конструктивным. Конечно, главные проблемы, на которые жаловались люди - это жилищно-коммунальное хозяйство, состояние дворов, тротуаров. Я до сих пор регулярно объезжаю округ, беседую с людьми, особенно после снегопадов. И такая практика доказала свою эффективность. Кроме того, работает общественная приемная, куда люди могут обращаться со своими проблемами.

Вообще-то пребывание в Думе несколько меняет мировоззрение и представление о целях и задачах депутата. Год назад, когда я пришел сюда, у меня не было понимания всех вопросов, потому казалось, что представлять надо только свой округ. Но такая сепаратистская позиция потом уходит. К тому же наш коллектив Далькомхолода проживает здесь.

- Вы работаете в комитете по социальной политике и делам ветеранов. Сегодня депутаты активно обсуждают проблему торговли основными продуктами питания по сниженным ценам для малообеспеченной категории граждан. Каким вы видите решение проблемы?

- Попытки договориться с оптовиками и розничной сетью о минимальной наценке на продукты питания по 16 основным наименованиям могут привести к определенному положительному эффекту. Но мое мнение: все продуктовые магазины должны быть социальными, потому что они работают для всего общества.

Если говорить конкретно о рыбе, то здесь есть несколько проблем. Первая - прибрежная добыча не развита, так как флот не строится, а имеющийся ветшает. Ведь он был построен еще в 70-е годы. Вторая – не урегулированы вопросы создания оптового рыбного рынка. До сих пор не могут выделить землю в таком месте, чтобы судам было удобно сгружать свежий улов. Путь от рыбака до прилавка у продукции удлиняется. Все это негативно сказывается на конечной цене. У нас есть ряд компаний, имеющих квоту на лов наваги, но они ее не выбирают, так как говорят, что есть проблемы с реализацией. В результате, у нас сахалинская рыба в магазинах. Поэтому тут нужны меры государственного регулирования. Тогда и цена будет стабильной. Но для этого нужна политическая воля.

- А если будут исполняться обязательные продажа рыбы на бирже и поставки ее на берег, снизится ли цена на рыбопродукцию?

- Мы против обязательной продажи через биржи. В условиях кризиса и очень неповоротливой банковской системы нельзя это делать, так как существуют многолетние контракты. А попробуйте взять кредит в банке? Это очень сложно. К тому же финансисты под залог не берут суда. Рыба же - это та же валюта, под которую можно получить топливо, запчасти. На ближайшем заседании коллегии Госкомрыболовства в Санкт-Петербурге 20 марта опять будет обсуждаться проблема обработки улова на российском берегу. Но мы пока в полном объеме к этому не готовы. У нас не развита прибрежная инфраструктура. Нет холодильников, перерабатывающих производств. Для сравнения, в Приморье холодильных мощностей примерно на 100 тысяч тонн продукции, а в Пусане - на 2 млн! Желание правительства увеличить объемы российской рыбы на прилавках и вытеснить норвежскую семгу и другую импортную продукцию понятны. Но нужен системный подход, чтобы был эффект.

В качестве доступности цены на рыбопродукцию хочу привести пример с кальмаром. В Приморье не осваивается 115 тысяч тонн этого морского обитателя. Я, проходя морскую практику в ДВВИМУ, ходил за Аскольд, где мы видели сотни японских суденышек на 2 - 3 человека, которые ловили его очень хорошо. А мы кальмар не берем и не перерабатываем. Зато все то, что у нас продается, это делается из северокурильского кальмара или завозится с Перу или Чили! Вопрос: почему мы не можем наладить производство из биоресурсов, плавающих почти у нашего берега? Ответ один: нет флота. В то время, как наши соседи-японцы вылавливают сотнями тысяч тонн.

Если подвести итог вышесказанному, то надо развивать местное производство продуктов питания. Это рис, хлеб, рыба, мясо-молочная продукция, растительное масло. Тогда и цены не будут кусаться. Меры поддержки малообеспеченных граждан Думе Владивостока, конечно, принять необходимо, но нужно поддерживать местных производителей.

Источник: novostivl.ru

Также в разделе

Комментарии (0)