Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Приморский край: Создание рыбоперерабатывающего кластера откладывается - эксперт

Фильтры

Регион

Новости

Приморский край: Создание рыбоперерабатывающего кластера откладывается - эксперт

До сих пор не найден земельный участок для строительства современного завода по производству технологического оборудования для рыбной переработки 

Создание рыбоперерабатывающего кластера в Приморском крае оттягивается к 2020-му году. Прежде всего потому, что никак не удается найти земельный участок для строительства современного завода по производству технологического оборудования для рыбной переработки. Об этом в интервью PrimaMedia Live сообщил президент Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования (АРППРКО), кандидат экономических наук Сергей Лелюхин.

От ассоциации к кластеру

- Сергей Егорович, что собой представляет ассоциация, президентом которой вы являетесь?

- Наша ассоциация была создана в январе 2012 года. На сегодняшний день она объединяет крупнейших производителей рыбоперерабатывающего оборудования: ОАО "Дальреммаш" из Хабаровска, ОАО "Дальрыбтехцентр", которое уже свыше 75 лет работает на рынке рыбоперерабатывающего оборудования, и ООО "Технологическое оборудование", образовавшееся в постперестроечный период. Кстати, за последние годы компания "Технологическое оборудование" поставила в различные регионы более 30-ти современных рыбоперерабатывающих комплексов, и основная их доля пришлась на Камчатский край, Сахалинскую область и Хабаровский край. Кроме того, в ассоциацию входят несколько проектных организаций, в том числе ООО "Институт "Дальрыбпроект", занимающийся проектированием рыбоперерабатывающих заводов и холодильников; ООО "Центр развития инвестиций" (известная в Приморском крае компания, занимающаяся консалтинговой деятельностью, разработкой бизнес-планов, оценкой имущества) и группа строительных компаний "Технострой-ДВ", имеющая опыт строительства рыбоперерабатывающих комплексов (в частности они построили современный завод для "Корякморепродукта": в прошлом году он был сдан в эксплуатацию, а сейчас проходит его окончательная доводка).

- Вы перечислили сейчас успешно работающие компании. Так зачем им было нужно объединяться в ассоциацию?

-  Цель, которая ставилась перед нами на момент объединения, - создание условий для кооперации и взаимодействия различных организаций в области разработки, производства и реализации современного рыбоперерабатывающего оборудования и комплексов. И это стратегическое направление, пожалуй, с первых начало воплощаться в жизнь.

Помимо тех кулуарных обсуждений, которые проводились внутри ассоциации, в мае 2012 года мы провели в "Дальрыбвтузе" круглый стол по теме "Экономические проблемы организации переработки рыбы и морепродуктов в условиях Дальнего Востока". В нем приняли участие депутаты Законодательного Собрания Приморского края, директора крупных предприятий и ведущие ученые, в том числе доктора экономических наук Шевченко Давид Кириллович и Латкин Александр Павлович.

После длительной дискуссии участники круглого стола пришли, по сути, к единому мнению: необходимо создать рыбопрерабатывающий кластер в Приморском крае. Получив подобную поддержку, наша ассоциация своей активностью добилась того, что в государственную программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае в 2013-2017 годах" был внесен дополнительный пункт – разработка и реализация пилотного проекта по созданию рыбоперерабатывающего кластера.

В последующем эта идея получила одобрение Министерства по развитию Дальнего Востока и Федерального агентства по рыболовству. А ярчайшим подтверждением ее жизненности и важности стало поручение президента России правительству страны от 21 марта этого года (ПР-613) о создании рыбоперерабатывающего кластера на Дальнем Востоке.

- Что же такое кластер?

- Если исходить из классического определения, то это группа предприятий, расположенных на некой отдельной территории и объединяющихся с целью усиления конкурентных преимуществ друг друга. Если же это определение перевести в практическую плоскость, то на самом деле, кластер – это объединение разнопрофильных предприятий, которые собираются вместе для того, чтобы достичь некой цели.

В данное объединение, как правило, входят координирующая компания, которая создается при участии государства, но не является государственной структурой; рыбодобывающие (в нашем случае) компании: холодильники и склады; рыбоперерабатывающие предприятия и фирмы, перерабатывающие отходы рыбопереработки (к примеру, "Корякморепродукт" стал получать высококачественный рыбий жир и муку из отходов лососевых пород рыб, чего в мире на сегодняшний день больше никто не делает); научно-производственные и проектные учреждения.

Кроме этого, нужна специализированная подготовка кадров. У нас с этим полный порядок: лучшие на Дальнем Востоке федеральный университет (ДВФУ) и специализированный вуз ("Дальрыбвтуз"). Необходимо их только ориентировать на подготовку кадров с учетом специализации.

Но и этого недостаточно: произведенную продукцию еще надо продать. А рынок устроен сейчас таким образом, что необходимо иметь каналы и механизмы ее продвижения. Зачастую покупатель, приобретая товар, не знает ни каково его качество, ни насколько он полезен нашему организму. Если мы говорим о рыбе и морепродуктах, то у наших соседей – японцев – большинство долгожителей, а в Приморье продолжительность жизни гораздо ниже. А почему? Потому что и в Японии, и в Китае, и в Корее уровень потребления рыбы и морепродуктов намного выше, чем у нас.

То есть необходима пропаганда того, что рыба и морепродукты – это не просто вкусная пища, если ее качественно приготовить, а еще и полезная для здоровья.

Кроме того, в структуре кластера, связанной с реализацией продукции, необходима рыбная товарная биржа, которой в России до сих пор нет. Пока же мы имеем предприятия-производители и массу (это ни для кого не секрет!) посредников, которые на этом наживаются.

Цель кластера: бренд российский, производитель - Россия

- Бытует мнение, что если объединить все предприятия рыбопромышленного комплекса, то это и есть кластер. Так ли это на самом деле?

- Вы это назовите как угодно, но оно кластером не будет. Из того, что я уже говорил можно вывести, ну, как минимум, три признака кластера. Первое: объединение финансовых, производственных и интеллектуальных ресурсов участников кластера. Второе: получение синергетического эффекта, т.е. у объединения должны быть существенно выше показатели, чем те, которые входящие в него предприятия получали бы отдельно. И третье: наличие координационного центра.

И еще хочу сказать о цели. Многие считают, что в кластер идут все, чтобы получить максимальную прибыль. Ничего подобного! Цель кластера отличается от целей каждого отдельного его участника. Применительно к рыбному кластеру, какова цель его создания? Прежде всего, это снабжение населения качественными пищевыми продуктами – это наша безопасность, это наша жизнь. Второе… Владивосток традиционно считался рыбной столицей, но если мы посмотрим на ту добавленную стоимость, которую мы получаем от продажи рыбы, то она оказывается невысокой. В экспорте рыбной продукции 90% составляет рыба мороженая (в лучшем случае – "безголовка" потрошенная). А когда мы посмотрим, что доходит до нашего конечного потребителя (до него доходят продукты переработки – филе, рыба соленая, полукопченая и т.д.), то…

В апреле текущего года я был с приморской делегацией в китайском Даляне. Интереснейшая ситуация: вся продукция, что туда поступает, производится в России…

- И что туда завозится и свежая, и мороженая рыба?

- Мороженая, свежую туда сложно довести. Спрашиваем у китайцев: "Что вы так много потребляете рыбы, произведенной в России", - отвечают: "Да мы ее вообще не потребляем". Она там перерабатывается и дальше идет в Европу, США, Южную Америку…

- А что делают китайцы из нашей мороженой рыбы?

- Из минтая они делают филе, которое продается по гораздо большей цене. В том числе и на Дальнем Востоке России. Знаете, как-то работая в Интернете, обнаружил рекламу такого содержания: "Наконец-то на российском рынке появятся морепродукты премиум-класса". Меня это заинтересовало – читаю дальше: "Бренд французский, производитель – Китай, а название продукта – "краб камчатский". Понимаете, чтобы эти продукты появились у нас, они должны пройти такую длинную цепочку. На всех этапах создается дополнительная стоимость…

- И мы покупаем дорогой продукт…

- Очень дорогой продукт!

Дикая рыба полезней

- Но наши рыбодобытчики привыкли продавать все на экспорт. Будут ли они снабжать этот кластер? И вообще могут они войти в состав кластера?

- Безусловно. Но чтобы ответить на ваш вопрос, повезут ли наши рыбодобытчики морепродукты за границу или сюда, необходимо провести маркетинговые исследования, какую же рыбу потребляют в России. Любят ли россияне минтай или нет?

- Я подозреваю, что не любят.

- А ведь его наши рыбаки добывают ежегодно порядка 1,6 млн тонн. Это громадное количество! Сможет ли внутренний рынок эту продукцию потребить?

- Ну, давайте порассуждаем. Если мы каким-то образом людей убедим или научимся готовить из минтая то, что россияне будут с удовольствием потреблять, то сможем…

- Опять необходимо провести дополнительные исследования и еще, по сути, целый комплекс мероприятий для разъяснения населению фактов о полезности минтая…

- Петр Первый тоже в свое время завозил в Россию картофель, а россияне ели не то, что нужно было есть, да еще и возмущались, что народ травят заморскими продуктами.

- Вот еще один яркий пример: потребовалось продвижение данного продукта на российский рынок.

- Совершенно верно!

- То есть это один из вариантов решения проблемы, о которой вы говорите. Если же продукция все-таки не пойдет на внутренний рынок, то пусть она идет хотя бы на внешний. Но уже с добавленной стоимостью! Переработанная. Это что касается минтая. В то же время у нас есть лосось, который традиционно россияне потребляют. Согласно статистике, в Россию ежегодно ввозится, если я не ошибаюсь, 500 тысяч тонн импортной рыбы лососевых пород. Это огромное количество! Но ведь эта рыба, в основном, выращена в садках. А сейчас много пишут о влиянии на генетику и здоровье человека этой продукции…

- Рыба, обитающая в естественных для нее условиях и оттуда выловленная, следовательно, более полезна для человека?

- Конечно, тут, наверное, и спорить не о чем. И у нас есть рыбопродукция, которая в отличие от минтая будет потребляться на внутреннем рынке.

Рыбная биржа – противовес рыбному экспорту

- То, что мы, живя во Владивостоке, испытываем дефицит с рыбой, традиционно кажется нам странным, но мы к этому давно привыкли. И в советское время были проблемы с красной рыбой и икрой: их трудно было достать. Сейчас вроде бы стало побольше, но все равно недостаточно. Причины, к примеру, в этом году называются разные: на Сахалине рыбаки говорят, что горбуша ушла в Канаду, на Камчатке, наоборот, говорят о небывалой по объемам уловов путине. Экологи подчеркивают, что в том, что рыба ушла, виноваты рыбаки, перегородившие все своими сетями. Другие специалисты говорят, что на самом деле рыба в море есть, но склады забиты прошлогодними запасами, и именно поэтому распускаются слухи о плохой путине. Помогите разобраться: где же истина?!

- Истина, как говорят, на дне… Я три дня назад просматривал статистику по потребительским ценам, вывешенную на сайте Росрыболовства. И вот характерный пример - икра лососевых рыб. Самая дорогая потребительская цена на нее, как ни странно, оказалась во Владивостоке. Причем в сравнении с Москвой, Санкт-Петербургом, Кавказом и т.д. Это неправильно!

Теперь о том, что, мол, эта лососевая путина была провальная. Возьмем опять-таки статистику: в этом году выловлено более 380 тысяч тонн. Это достаточно приличный показатель. Возникает вопрос: почему продукция такая дорогая и далеко не самого лучшего качества оказывается на прилавках города Владивостока?

Первое: нет цивилизованного механизма реализации этих продуктов. Рыбная биржа отсутствует. Поэтому либо эта продукция продается посредникам, и каждый из них при этом делает свою наценку, либо…

Здесь я вынужден несколько отвлечься, чтобы осветить эту проблему как можно полнее. Итак, в прошлом году руководитель агентства рыбного хозяйства Сахалинской области на бассейновом совете во Владивостоке заявил, что в 2011 году сахалинские рыбаки привезли сюда большое количество рыбы. Но в связи с тем, что тарифы на хранение в местных холодильниках, равно как и на перевозку по железной дороге были подняты, они вынуждены были продавать горбушу по 15 рублей за килограмм (это его слова). А буквально через день эта же рыба появилась на прилавках владивостокских магазинов по цене 90 рублей за килограмм. Хорошая наценка?!

Пока мы не создадим вот эти механизмы, инфраструктуру (чтоб было достаточно холодильных мощностей и они отвечали современным требованиям) и цивилизованную торговлю, при которой существует очень жесткий контроль качества продаваемой продукции, на прилавки наших магазинов будет продолжать поступать вот такая скрюченная рыбопродукция, да еще и по запредельным ценам.

-  А для чего нужна рыбная биржа?

- По сути, любая биржа является посредником, но там цена формируется не покупателем и не продавцом, а рынком. На специальных торгах, доступ на которые практически полностью свободный,  устанавливается рыночная цена. Но при этом при оптовых закупках она будет меньше, чем при розничных, значит, и магазинная наценка будет меньшей.

- Сейчас много рыбы уходит на экспорт. Создание кластера в Приморье каким-то образом переориентирует сбыт, как вы считаете?

- Да, кластер частично решит данную проблему. Но здесь надо отследить товаропотоки. Если говорить о красной рыбе, то не так много ее и идет на экспорт, большая часть поступает на внутренний рынок. О минтае мы уже говорили. Кроме того, сейчас к нам могут приходить и иностранные инвесторы, которые будут заниматься переработкой рыбопродукции на нашей территории, мы и к этому готовы. Это позволит создать дополнительные рабочие места для наших же граждан, да и налоги от деятельности новых предприятий будут оставаться у нас, в России. Кстати, иностранные инвесторы могут войти в состав и нашего кластера…

- Но при этом он, вероятнее всего, должен создаваться с применением новых технологий и нового оборудования…

- Безусловно. Возвращаясь к нашей ассоциации, хочу отметить, что мы постепенно, поэтапно идем к достижению поставленной цели. Вот вам пример: два года назад "Дальтехрыбцентр" и "Технологическое оборудование" боролись за место под солнцем, а сейчас они стали партнерами. Более того, эти два вроде бы конкурирующих предприятия договорились о совместном выпуске современных рыбоперерабатывающих комплексов. Понимаете? Тем самым, достигнут первый результат в деятельности нашей ассоциации. И сейчас мы в рамках ассоциации рассматриваем ряд проектов, которые можно реализовать совместными усилиями.

Все упирается в земельный вопрос  

- Какова ситуация с кластером в Приморском крае на сегодняшний день?

- Процесс его создания определенным образом идет. В данном случае выбрано следующее направление: за счет государственных инвестиций создать некую площадку с необходимой инфраструктурой. Площадку, на которую потом придут участники кластера или инвесторы.

Это один подход, и он имеет право на существование. Однако у него есть и недостатки: во-первых, потребность в государственных инвестициях, а бюджет все равно имеет какие-то ограничения. Во-вторых, увеличиваются сроки процесса создания кластера – где-то к 2020 году они оттягиваются. А мир же не стоит на месте, как и технический прогресс. Впрочем, есть и другой подход. Можно де-юре, да и де-факто создать кластер из тех структур, которые есть (а они действительно есть) и параллельно реализовывать новые проекты за счет государственных и частных инвестиций. Ну, и потом органично вписать их в единый механизм. Этот подход потребует значительно меньше времени, да и финансовых средств.

- А какие инвесторы могут прийти в этот кластер?

- Инвестор идет в ту или иную отрасль, руководствуясь нормой доходности. Рыбную отрасль трудно назвать низкорентабельной: по статистике у предприятий, входящих в нее, уровень рентабельности колеблется в пределах 20-22%. Поэтому в приморский кластер могут прийти как российские, так и иностранные инвесторы. Тем более что потребность в наших морепродуктах за рубежом только растет.

Но если с рентабельностью и потребностью все вроде бы понятно, то с соблюдением ряда других условий для привлечения инвесторов возникают проблемы. К примеру, мы в рамках Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования готовы за счет частных инвестиций построить современный завод по производству технологического оборудования, но упираемся в такой, казалось бы, мелкий вопрос – необходим земельный участок.

- Почему, ведь, допустим, в том же Надеждинском районе свободной земли вроде бы еще предостаточно?

- Однако, по словам нового главы администрации района, земли в муниципальной собственности нет.

- А кому она принадлежит?

- Вроде бы каким-то частным инвесторам…

- Так, может быть, их стоит привлечь в кластер, заинтересовать?

- Может быть, но… все не так просто.

- А вы пробовали обращаться к краевой администрации?

- Да, но вопрос с выделением земельного участка до сих пор так и не решен. Хотя строительство комплекса даст краю и району, соответственно, новые рабочие места и принесет доходы казне (платить ведь налоги мы будем по месту нахождения объекта).

- А в Артемовском городском округе, где, как мне кажется, более продвинутый глава администрации, не пробовали решить тот же вопрос?

- Есть варианты, сейчас идет обсуждение. Но есть и вторая проблема, связанная с привлечением инвесторов. Это некий налоговый режим. Я знаю, что администрация Приморского края прорабатывает встречные варианты. Это, конечно же, радует. Однако подождем результатов…

Я же хочу отметить, что другие страны этим сейчас пользуются. В частности, в Даляне для рыбоперерабатывающих предприятий создан льготный режим налогообложения (минимальные налоги, отсутствует таможенная пошлина за поучаемую из России рыбу и т.д.), поскольку именно там создана открытая экономическая зона. Причем, виртуальная. Но при этом осуществляется жесткий контроль над использованием сырья и конечного продукта, со всеми вытекающими последствиями. Если распространить этот принцип на российский Дальний Восток, то я вам гарантирую рост инвестиций.

Наша же ассоциация сейчас решает проблему привлечения инвестиций посредством займа. В частности, 28 ноября 2013 года мы подписали соглашение с "Россельхозбанком" по займу финансовых средств на приемлемых для обоих партнеров условиях. И уверены в правильности этого шага.

- Что ж, желаем вам и вашим коллегам создать все-таки в Приморье рыбоперерабатывающий кластер и с его помощью решить наконец вопрос обеспечения рыбой и морепродуктами жителей края.     

Источник: primamedia.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись