Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Приморский край: Зарубинский трепанг «удобрят» взвесью

Фильтры

Регион

Новости

Приморский край: Зарубинский трепанг «удобрят» взвесью

Марикультуру в Хасанском районе могут "задушить" чужим зерном

Гребешок, устрицы и трепанг в бухте Троицы в Хасанском районе Приморья могут погибнуть из-за строительства крупного зернового терминала с объемом хранилища в 440 тысяч тонн, которое запланировано на 2018 — 2020 годы. К такому выводу пришли специалисты Национального научного центра морской биологии ДВО РАН проводя экспертную оценку воздействия на плантации гидробионтов при реализации этого масштабного проекта. Местные жители бьют тревогу. Ведь рискуют потерять бизнес марикультурные хозяйства, которые только получили толчок в развитии. Под угрозой и туристический бизнес, который десятки лет кормил тысячи местных людей. Приморье может остаться без знаменитых пляжей в прибрежной зоне поселка Андреевка на берегу бухты Троицы, сообщает ИА PrimaMedia.

Зерно наступает

Напомним, строительство Дальневосточного зернового терминала (ДВЗТ) в бухте Троицы осуществляется в рамках проекта развития "Восточного зернового коридора". ОАО "Объединенная зерновая компания" ("ОЗК") планирует два этапа реализации проекта – к 2020 году запустить первый пусковой комплекс мощностью 3,5 млн тонн в год, к 2023 – второй пусковой комплекс мощностью до 10 млн тонн. Проект ценой более 40 млрд рублей рассчитан на экспорт в КНР российской продукции и перевалку зерна с севера Китая на юг.

На прошлой неделе в Зарубинском городском поселении прошли публичные обсуждения проекта, который представили сотрудники заказчика проекта ООО "Дальневосточный зерновой терминал" (ДВЗТ) и генерального проектировщика ООО "Морстройтехнологии". Именно эта компания из Санкт-Петербурга разработала проект за 256 млн рублей.

— В составе основных объектов зернового терминала предусмотрено строительство искусственного земельного участка, гидротехнических сооружений, технологических объектов, объектов административного назначения и инженерной инфраструктуры. Причал сможет принимать суда до 110 тысяч тонн (с осадкой до 15 метров). При выведении комплекса на полную мощность максимальная скорость погрузки судна будет составлять 4 тысяч тонн в час, а разгрузки – 1,6 тысячи тонн в час. Что касается защиты окружающей среды, то узлы пересыпки будут размещены в закрытых галереях, снабжены аспирационными системами, а также системами замасливания зерна и пылеуборки, — сообщил подробности о проекте генеральный директор ООО "Морстройтехнологии"Михаил Николаевский.

Он не скрывает, что в течение двух ближайших лет в бухте Троицы развернется масштабное строительство с дноуглубительными работами – возведут насыпной остров и причалы с проектной глубиной до19 метровдля швартовки судов с грузоподъемностью до 100 тысяч тонн. После введения в работу к зерновому терминалу раз в сутки будет подходить судно, и стоять на разгрузке-погрузке в течение 24 часов. При этом докладчик забыл упомянуть о том, какой вред природе, экологии и местной марикультуре будет нанесен еще на этапе строительства.

Витиевато он упомянул о некой компенсации экологического ущерба государству. Однако на акватории бухты расположены рыбоводные участки разных компаний. Они уже больше пяти лет заселены посадочным материалом. Это десятки миллионов рублей инвестиций и сотни миллионов рублей через несколько лет, когда вселенная молодь достигнет товарного веса и будет изъята мореводами из воды. При этом ученые прогнозируют полное закрытие на этой акватории аквакультурной деятельности.

Морская пустыня

Согласно экспертной оценке, которую провел руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов, старший научный сотрудник Национального научного центра морской биологии ДВО РАН, кандидат биологических наук Сергей Масленников, выемка грунта земснарядами приведет к тому, что в толщу воды поднимутся донные отложения мелкой и средней фракции и осядут на всей прилегающей акватории. Кроме того, это вызовет подъем накопленных в грунте тяжелых металлов, пестицидов, нефтепродуктов, детергентов. Так как бухта Троицы является высокопродуктивной, то в грунте помимо всего прочего накапливается большое количество органического вещества, которое при недостатке кислорода в нижних слоях окисляется микрофлорой до сероводорода и метана, которые также начнут выходить на поверхность при дноуглубительных работах. Все это приведет к снижению первичной продукции фитопланктона в водоеме, а механическое воздействие массы взвешенных частиц приведет к его гибели. Биогенные элементы начнут стимулировать цветение воды с участием токсичных и вредоносных микроводорослей. Все это приведет к уничтожению кормовой базы для всех видов живых организмов в бухте, что вызовет их массовую гибель.

Это подтвердил и член экспертного совета, председатель координационного совета по проблемам экологии края, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, доктор биологических наук Владимир Раков. Он уверен, что на относительно небольшой бухте Троицы, где есть небольшие хозяйства марикультуры, придется поставить крест.

— Вдоль почти всего западного побережья будет терминал, с отсыпками на акватории и дноуглублениями у терминала и на подходах к нему. В таких условиях на акватории монтировать морские гидробиотехнические сооружения просто опасно для выращивания моллюсков или трепанга. Кроме того, в период строительства и эксплуатации терминала по всей акватории бухты будут разноситься шлейф взвеси от проводимых работ, попадать в воду нефтепродукты, балластные и льяльные воды — опять-таки грязь, которую могут не выдержать выращиваемые моллюски-фильтраторы, — ученый спрогнозировал ситуацию, которая грозит бухте.

По словам бригадира мариводов Зарубинской базы флота Галины Пьяновой, которая также пришла на слушания высказать свою боль, строительство терминала уничтожит пятилетний тяжелый труд десятков человек, вложивших всю душу в развитие марикультуры в родном поселке.

— Воспроизводство гидробионтов в естественной среде, прежде всего, нуждается в хорошей экологии. Это очень важно для нас! И строительство любого предприятия, тем более такого масштаба, грозит нам крахом. Ворота бухты — это артерия, по которой будет ходить тяжелая и грязная техника. Наша марикультура не доживет и до конца строительства. Пять лет упорного труда, в мороз и холод – все коту под хвост. А ведь мы работали на перспективу. Мы сегодня рассаживаем для природы гораздо больше, чем берем. Для нас это "хлеб", который мы сами вырастили. Эту бухту загубят, в ней не будет ни рыбы, ни морепродуктов, ни полезных водорослей. Водоем в итоге может превратиться в заросшее тиной болото,— отметила бригадир.

Необходимо учитывать факт того, что эта акватория уже имеет направленность развития марикультуры. Проектировщики и идеологи проекта почему-то при подготовке проекта почему-то обошли стороной то, что в бухте Троицы полным ходом идет создание марикультурного кластера.

— Наша компания уже более пяти лет занимается выращиванием и добычей гидробионта — гребешка, трепанга, мидии — на нескольких участках в бухте Троицы. В эту воду инвестированы десятки миллионов рублей, — рассказал директор Зарубинской базы флота Виктор Жуков.

В заключении экспертов ДВО РАН упоминается масштабность грядущей катастрофы.

"... В бухте Троицы находится самое южное в России скопление ценной промысловой водоросли – анфельции тобучинской. Воздействие взвеси будет губительно для нее. В зарослях анфельции рыбы откладывают икру, там же растут мальки. Еще в этой морской траве оседают личинки и развивается молодь крабов, гребешка, креветки, трепанга. Деградация анфельциевого поля плохо скажется на всей продукционной цепочке экосистемы залива Посьета, вызовет регрессию рыбопромыслового, биопродукционного и рекреационного потенциала залива с громадными финансовыми потерями, разрушением финансовой основы жизни прибрежных поселений…", говорится в заключении.

Грядет безработица?

Сегодня Зарубинская база флота имеет договоры на 25 лет на освоение нескольких участков по выращиванию гидробионта. За первые пять лет компании удалось существенно увеличить добычу морепродуктов, а также количество расселяемой молоди. Но все старания в итоге могут оказаться напрасными.

— Мы подсчитали примерные убытки, которые мы понесем за неиспользованные оставшиеся 20 лет вылова гидробионта. В прошлом году мы добыли 1000 тонн гребешка, 1000 тонн устрицы и 10 тонн трепанга. Сейчас гребешок стоит 5,2 долларов за килограмм, устрица – 250 рублей кило, трепанг живой – 2000 рублей килограмм. Мы подсчитали, сколько мы потеряем. Если умножить эти объемы на цену и на оставшиеся 20 лет (и это без учета увеличения объемов вылова и с учетом нынешних цен на продукцию), то наши убытки составят 7,82 млрд рублей. Предприятие наше станет банкротом и 237 человек останутся без работы. Заказчики проекта на связь с нами не выходили, о компенсациях на общей встрече так ничего и не сказали, — рассказал о грозящих убытках Виктор Жуков.

Не рады грядущей стройке века в их бухте и простые люди, которые пришли послушать о проекте. Они уверены, что на строительство пригласят рабочих из Китая, да и потом обещанные рабочие места им вряд ли достанутся. Во-первых, современные терминалы – это почти полностью автоматизированные комплексы. Во-вторых, судя по данным презентации, 30% от предусмотренных 405 рабочих мест составит управление. В-третьих, на оставшиеся вакансии смогут рассчитывать высококвалифицированные специалисты, которых в Зарубино просто нет. И еще один больной вопрос – что станет с жемчужиной пляжного отдыха в Приморье – с побережьем села Андреевка, на пляжи которого в сезон съезжаются десятки тысяч людей со всего Дальнего Востока.

— Туристов наш район привлекает песчаными пляжами, теплым и чистым морем, которое прогревается быстрее всего в Приморье. Андреевка — одно из самых излюбленных мест отдыха приморцев и считается одной из лучших курортных зон Дальнего Востока. И кто захочет отдыхать здесь и купаться в бухте, в которой сначала будет идти стройка, а потом ходить многотонные суда, — пожаловалась жительница села Андреевка Любовь Бухарова, которая очень переживает за экологию родного края.

Ее поддержали и владельцы баз отдыха, расположенных на побережье бухты Троицы со стороны Андреевки. По их словам, бизнесу может прийти конец. Деятельность хоть и сезонная, но многие семьи выживают только за счет нее, так как другой работы в селе фактически нет. Однако люди, побывавшие на обсуждении переживают, что протокол слушаний будет выглядеть так, как-будто все были за строительство терминала.

Источник: primamedia.ru

Также в разделе

Комментарии (0)