Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

В Приморье рыбаки ловили рыбу, а поймали кластер…

Фильтры

Регион

Новости

В Приморье рыбаки ловили рыбу, а поймали кластер…

Обсуждение во Владивостоке проекта рыбного кластера, подготовленного японскими экспертами, получилось весьма динамичным и даже жестким. Проект рыбного кластера, представленный в столице Приморья на публичную защиту, вызвал неоднозначную реакцию, что, впрочем, было вполне ожидаемо - уж слишком непростая задача стояла перед разработчиками.

 Вот как оценил в интервью корреспонденту газеты «Золотой Рог» работу института «Номура» президент Ассоциации добытчиков минтая, председатель Комиссии по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре РСПП, председатель Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока Герман ЗВЕРЕВ:

- Любой крупный инвестиционный проект обязательно проходит стадию, на которой «выбраковываются» различные подходы. Институт «Номура» взял на себя важную (и порой неблагодарную) роль «выбраковщика», а для этого необходимо сначала предложить ВСЕ возможные варианты. Для этого необходимо выстроить логику каждого из таких вариантов, отсюда и появилась интересная идея создания корпорации. Не стоит отбрасывать идею создания такой корпорации только потому, что пока предложен не очень убедительный и очень невыгодный для рыбаков способ финансирования корпорации. Совершенно очевидно, что для сооружения кластера потребуется более сложная финансовая модель, чем обычное бюджетное финансирование или коммерческое кредитование. Ни один, ни другой варианты неспособны привлечь деньги для строительства всех объектов рыбопромышленного кластера.

Сыровато будет

«К сожалению, представленная концепция не является рабочим документом», - это основное мнение большинства выступающих, которые пришли послушать японских консультантов. Возможно, именно разность подходов к видению ситуации и разная ментальность сыграли свою роль. К примеру, как парадокс прозвучало из уст представителей «Номуры» следующее выражение: «Самые новейшие технологии внутри страны, развитие рыбной отрасли являются национальной задачей». Если соглашаться с этим, то, безусловно, национальную задачу должны были решать все же национальные игроки.

Тем не менее работа выполнена, и работа действительно масштабная. Но, защищая свое видение развития рыбной отрасли Дальнего Востока, а это почти 80% рыбной отрасли России, японские проектанты так до конца и не смогли объяснить, какое в итоге влияние этот проект окажет на рыбный бизнес.

Согласно японским предложениям, в Приморье планируется создать рыбный хаб с причальными стенками, с холодильными складами, заводом по переработке рыбы и еще одним заводом по переработке рыбных отходов.

В эту инфраструктуру предполагается «завести» около миллиона тонн рыбного сырья, которое потом будет идти как на внешние, так и на внутренние рынки. Задача важная и фактически стратегическая, более того, она продиктована и в поручениях президента. Но, какое сырье по видам будет идти в Россию, а какое - на внешние рынки, осталось загадкой.

А ведь, по сути, рыбный кластер должен был подхватить интересы российского рыбного бизнеса, гармонизировав их с интересами государства. Интересы бизнеса и государства в этом проекте если и были соединены, то откровенно слабо. Так, из сидящих в зале было всего несколько представителей крупных рыбодобывающих компаний и отраслевых объединений.

Миллион тонн сырья - это вылов всего минтая в ДВ бассейне. Может быть, разработчики стремятся сделать в Приморье некий аналог пусанских аукционов, предположив, что компании, добывающие минтай, будут готовы переориентироваться с долгосрочных контрактов и отгрузок по ним в страны Азии на складирование всего минтая в Приморье.

Или же в эти склады должны идти лосось, сельдь и разнорыбица, а также немного минтая? Но в этом случае традиционные поставки этих видов рыб - не более 600 тысяч тонн в год, следовательно, 400 тысяч тонн рыбы компании должны отгрузить на российский берег. В этой связи разработчики должны были иметь хоть малейшее представление о маркетинговых планах крупнейших квотодержателей. Но они на данный момент знаний о российском промысле не имеют, иначе бы не связывали развитие дальневосточных предприятий с развитием промысла криля.

Второй важнейший вопрос после политико-стратегической задачи - это вопрос стоимости и источников финансирования. Главным распорядителем миллиардов подрядчик обозначил корпорацию развития рыбной промышленности Приморского края, учреждаемую и финансируемую за счет инвестиций со стороны российских и иностранных частных инвесторов, государственных финансовых институтов и региональных властей.

Корпорация на комиссии

Корпорация, согласно проекту, будет финансировать строительство, и владеть объектами рыбопромышленного комплекса, которые будут передаваться в аренду операторам. Операторы объектов будут платить аренду (в размере 15% от стоимости капиталовложений в эти объекты в год) за счет средств, получаемых от субаренды объектов непосредственным пользователям объектов и услуг рыбопромышленного комплекса. Общая выручка корпорации, включая аукционную комиссию и доход от сдачи в аренду производственных мощностей, составит 2,9 млрд рублей в 2019 году и 4,5 млрд рублей в 2023 году. Объем торгуемой рыбопродукции прогнозируется на начальном этапе в размере от 29,5 млрд рублей в 2019 году с ростом до 68,4 млрд рублей к 2023 году.

Однако, за чей счет банкет, осталось неуказанным. По логике японцев, корпорация будет взымать комиссию в размере 5,5% за проведение аукционных торгов. Согласно расчетам финансовой модели корпорации, с самого начала деятельности в 2019 году главной статьей выручки должна стать именно комиссия за проведение аукционных торгов (56%, или 1,6 млрд рублей). При этом к 2020 году эта статья доходов увеличивается до 80% и достигает сумм 5 млрд рублей в год.

Доходы от аренды перегрузочных, складских и рыбоперерабатывающих мощностей комплекса составят от 1,3 млрд рублей в 2019 году до 2,5 млрд рублей к 2024 году. Очевидно, что за счет только этих доходов не представляется возможным окупить капиталовложения в размере 39,2 млрд рублей при существующей стоимости инвестиций. Срок возврата только самих средств, без учета процентов, устанавливается приблизительно к 2036 году.

То есть получается, что проект практически убыточный, даже при условии, что в кластере будет основной упор на аукционную торговлю. А вот стратегическая задача по насыщению российского рынка рыбопродукцией будет не выполнена. Разработчики скромно умолчали еще об одной особенности рыбной аукционной торговли: введение аукционов для внутреннего и внешнего рынков и возможность единовременного хранения миллиона тонн приведут к поднятию цен на рыбу на внутреннем рынке.

В рамках частного строительства эта бизнес-стратегия, в принципе, понятна, но должно ли государство вкладываться в этот сомнительный проект? У «номуровцев» ответа на этот вопрос нет. «К сожалению, в проекте не указаны источники финансирования», - резюмировал модератор публичной защиты, директор ТИНРО-Центра Лев БОЧАРОВ.

Но между строк концепции проглядывает, что за все знания и фантазии идеологов проекта должно платить государство.

«В целом, государство получает лидерский объект - образец и катализатор для развития отрасли. Представители бизнеса, в свою очередь, будут иметь доступ к новой современной инфраструктуре», - рассказывал исполнительный директор московского филиала института «Номура» Андрей РОДИОНОВ. По словам представителя организации, при вхождении в эту инфраструктуру бизнес будет иметь «льготу», что сделает его продукцию более конкурентоспособной.

Какую льготу имел в виду Андрей РОДИОНОВ, неизвестно, но бизнес-модель кластера, предложенная разработчиком, скорее насторожила единичных представителей бизнес-сообщества, присутствующих на публичной защите. «Фокус инвестиций искривлен. Бизнес-модель подогнана под цифры, объемы и прочие показатели», - заявил в ходе слушаний президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его мнению, нельзя оперировать условными цифрами и понятиями, условной рыбой. Это разная окупаемость, разная привлекательность.

- Мы поддерживаем проект. Но ответа на главный вопрос: 5,5%, которые предприятия должны будут платить в виде комиссии от объемов реализуемой ими продукции, - единственный способ заработка этой корпорации или будет что-то еще? - мы не «прочитали», - сказал руководитель отраслевой ассоциации.

С тем, что финансовые показатели подогнаны, согласился вице-губернатор Приморского края Сергей СИДОРЕНКО. Он заявил, что подобный проект России необходим, для того чтобы Россия имела возможность в случае нестабильной геополитической ситуации разместить у себя на территории стратегический запас рыбной продукции. Однако цифры, приведенные проектантом, расстроили чиновника.

О переработке забыли?

Также было отмечено, что именно разрыв между увеличением поступления сырья на российский берег и его переработкой - еще один пробел в концепции. После годичной работы над документом, предварительных слушаний, обсуждений разработчики так и не смогли представить, какая береговая переработка будет в кластере.

Конкретизации по сырью, по видам продукции (консервы, филе, рыбная кулинария и так далее) в проекте нет. Отсутствует анализ экологических нормативных актов, которые мешают развитию береговой переработки, и механизм привлечения трудовых ресурсов на береговые рыбоперерабатывающие заводы. Более того, на слушаниях японцы не смогли ответить, сколько сырья нужно будет береговому заводу: то ли 200 тысяч тонн, то ли он будет выпускать 200 тысяч тонн готовой продукции и, следовательно, сырья ему нужно будет 300 тысяч тонн.

В общем, ситуация с кластером теперь в очередной раз оказалась в подвешенном состоянии. Хотя проект с учетом замечаний трех экспертных советов при администрации Приморского края будет принят и подписан, дальнейшая его реализация в представленной концепции, видимо, под большим вопросом.

Юрий РОГОВ

Источник: zrpress.ru

Также в разделе

Комментарии (0)