Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Приморский край: Как построить новый рыболовецкий флот

Фильтры

Регион

Новости

Приморский край: Как построить новый рыболовецкий флот

Программы стимулирования инвестиций, по расчетам чиновников, позволят в течение четырех-пяти лет кардинально обновить российский рыбопромысловый флот, в том числе для предприятий, работающих в Приморском крае.

Фото с сайта: primorsky.ru

На Приморье сегодня приходится 28% вылова в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и 20% общероссийского вылова, говорит статистика Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) за первое полугодие 2020 года. За шесть месяцев оборот рыбопромышленных компаний составил 39,7 млрд руб. (плюс 24% к аналогичному показателю прошлого года), говорится в сообщении пресс-службы администрации Приморского края. С начала года предприятия региона увеличили вылов водных биоресурсов до 592 тыс. т. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет края по сравнению с прошлым годом вырос на 7,8% и превысил 2,4 млрд руб.

Однако специалисты опасаются, что увеличение и даже сохранение показателей очень скоро может стать затруднительным из-за дефицита современного рыбопромыслового флота, что является проблемой не только для Приморья, но и в масштабах страны в целом.

На удочку не поймаешь

По словам председателя комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Владимира Кашина, за период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25%.

Российский рыбопромысловый флот сегодня, по его данным, — это всего 1,5 тыс. судов (для сравнения: в СССР их было 7 тыс.), основная часть которых (71%) сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Лишь 1% судов — моложе пяти лет, остальные старше 25 лет. «В ближайшее время будет наблюдаться острая нехватка мощностей, что станет значимым ограничением в наращивании объема вылова водных биоресурсов», — отмечал депутат на одной из профильных конференций в Госдуме, ссылаясь на оценки отраслевых экспертов.

Средний возраст судов, по данным Росрыболовства, превысил 30-летний рубеж, а по некоторым типам приблизился к 40 годам, существенно повысилась аварийность на промысле. Как следует из материалов ведомства, с момента распада СССР до недавнего времени в строительство рыбопромыслового флота не было масштабных вложений. Средства бизнес направлял главным образом на приобретение за рубежом бывших в эксплуатации судов, на российских верфях не было построено ни одного крупнотоннажного рыбопромыслового судна. Порядка десяти единиц флота было заказано на заграничных верфях, что позволило обновить не более 2% имевшихся мощностей, говорят данные Росрыболовства. По оценкам председателя совета директоров компании «Фишньюс» Эдуарда Климова, пока строительство рыболовного судна за рубежом и ввоз в Россию даже со всеми таможенными пошлинами обходится значительно дешевле, чем заказ на отечественной верфи.

Ситуация близка к критической, считают эксперты. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев напоминает, что 70% морских уловов нашими рыбаками добывается в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России. А если отечественные предприятия будут неспособны полноценно освоить национальные запасы водных биоресурсов, то на право их добычи, согласно статье 62 Конвенции ООН по морскому праву, будут претендовать другие страны. При этом затраты на модернизацию или переоборудование судов, по словам Алексея Осинцева, значительно превышают их стоимость: «Очевидно, что необходима постройка новых».

Рыба в обмен на инвестиции

Три года назад государство приняло решение стимулировать вложения компаний в переоснащение флота современными отечественными судами и в постройку рыбоперерабатывающих предприятий. Основной составляющей комплекса мер поддержки стало введение инвестиционных квот (или так называемых квот под киль) на вылов водных биоресурсов (постановления правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 632, № 633 и от 29.05.2017 № 648). Программа предусматривает, что 20% общего объема квот на добычу рыбы распределяются между теми компаниями, которые обязуются в течение пяти лет начать добычу новыми судами, построенными на российских верфях, либо возвести на территории РФ рыбоперерабатывающий завод. Важное условие суда должны быть построены на российской верфи, не менее 30% их стоимости должны составлять отечественные материалы, комплектующие и услуги. Постепенно критерий локализации будет повышаться в рамках планов правительства по развитию судостроения и смежных отраслей.

За два с лишним года действия программы на отечественных верфях в рамках обязательств строительства рыбоперерабатывающих мощностей под инвестквоты, а также по итогам аукционов на крабовые квоты были размещены заказы на строительство 78 судов, общая стоимость составила более 228 млрд руб., сообщается в аналитическом отчете ИАА «Портньюс» для Минпромторга РФ. По прогнозам Минвостокразвития, к 2033 году реализация программы «квот под киль» приведет к обновлению около 65% мощности рыбопромыслового флота в Северном бассейне и 25–30% — на Дальнем Востоке.

К примеру, только вложения Русской рыбопромышленной компании (РРПК) в модернизацию производственных мощностей превышают 100 млрд руб. В частности, в рамках программы инвестквот РРПК разместила заказы на строительство десяти больших морозильных рыболовных траулеров проекта СТ-192 (супертраулер длиной 108,5 м и шириной 21,5 м), еще один траулер строится за рамками программы. Это новое поколение судов, отличающихся повышенным ледовым классом и большей производительностью. Каждое из них рассчитано на ежегодный вылов более 60 тыс. т рыбы и выпуск около 15 тыс. т филе, фарша и сурими.

Масштабное строительство стало возможным исключительно благодаря принятию программы инвестиционных квот, говорит председатель совета директоров РРПК Глеб Франк: «Я уверен, что инвестиционное строительство — сегодня самый эффективный и единственно возможный путь к тому, чтобы наша рыбопромышленная отрасль стала драйвером развития прибрежных регионов и отдельных отраслей промышленности».

Строительство новых перерабатывающих мощностей, особенно на Дальнем Востоке, решает важную стратегическую задачу — поставки высококачественной рыбопродукции на внутренний рынок. «Несколько лет назад заметную долю на нашем рынке составляла китайская продукция из российского минтая — филе, фарш, рыбные палочки. Сегодня ситуация меняется, глубокая переработка перемещается на территорию страны, и программа инвестиционных квот стимулирует этот процесс», — рассказывает генеральный директор РРПК Виктор Литвиненко. В последние годы, по его словам, за счет развития переработки сырьевой экспорт сокращается, импорт постепенно замещается российской продукцией.

В конце сентября на территории опережающего развития «Надеждинская» будет введен в эксплуатацию береговой рыбоперерабатывающий комплекс «Русский минтай» (входит в группу РРПК). Суточная производительность нового предприятия — 155 т готовой продукции и не менее 20 т продукции из отходов рыбного производства. На рынок предприятие будет поставлять филе минтая, фарш, стейки, рыбную муку, жир. Помимо минтая комплекс может перерабатывать и другие виды белой рыбы.

«Инвестиционная поддержка, которую оказывает государство, мотивирует строить современное производство — как береговые, так и морские заводы. Абсолютно убежден, что, когда программа закончится, а это 2024–2025 годы, у России будет самый современный высокотехнологичный промысловый флот», — оценил эффективность программы «квот под киль» глава камчатского рыболовецкого «Колхоза имени Ленина» Сергей Тарусов во время недавнего визита на Дальний Восток российского премьер-министра Михаила Мишустина.

Механизм требует отладки

В отличие от квот на вылов биоресурсов, распределяемых по историческому принципу, инвестиционные квоты выставляются на аукцион под обязательства компаний построить под полученный объем квоты новые мощности — промысловые суда или береговые рыбоперерабатывающие заводы. «Таким образом, квоты переходят от компаний, которые не вкладываются в обновление флота и ориентированы на сырьевую бизнес-модель, к тем, кто делает ставку на развитие. В результате такого перераспределения растет доля квоты, которая осваивается максимально эффективно, что должно обеспечить повышение маржинальности отрасли и стоимости экспорта, уход от сырьевой модели, рост объема отраслевых инвестиций, увеличение производительности труда», — объясняет Виктор Литвиненко.

Проблема в том, что новые суда и фабрики, которые будут введены в эксплуатацию до 2025 года, в силу условий, определенных существующим законодательством, будут обеспечены инвестиционной квотой не более чем наполовину. По факту загрузка оказалась еще меньше, так как в распределении квот приняло участие большое количество компаний. В результате, несмотря на развернувшееся масштабное строительство нового рыбопромыслового флота, больше половины квот массовых, высокорентабельных и валютоемких видов биоресурсов будет осваиваться устаревшими судами.

В связи с этим в июле 2020 года РРПК направила премьер-министру Михаилу Мишустину предложения по изменениям в отрасли — в сфере распределения квот и налогового регулирования. Их суть в том, чтобы обеспечить производственные мощности строящегося флота квотами на 100%. Кроме того, бизнес выступает за то, чтобы осваивать квоты в российской ИЭЗ могли только суда не старше 30 лет, построенные в России. Причем с определенными требованиями к переработке. Такую норму предлагается ввести в действие с 2034 года, по истечении действующих договоров о закреплении квот. 100% квоты на добычу таких высокорентабельных ресурсов, как, например, краб, предлагается направить на аукционы с обязательством строительства новых мощностей. Доходы государства от продажи 50% крабовых квот составили почти 150 млрд руб., а верфи получили заказы на строительство 35 краболовных судов. Потому продолжение работы в этом направлении в РРПК считают очевидно логичным.

Таким образом, рыбопромышленник имеет право самостоятельно решить, нацелен ли он на долгосрочное развитие в отрасли, на инвестиции в новые эффективные основные средства. «Если нацелен, то сохраняет квоты и продолжает осваивать ресурс, причем более эффективным флотом, получая больший доход с каждого килограмма сырья. Не менее $10 млрд прибыли, накопленной отраслью за период действия исторического принципа, позволяет безболезненно обеспечить стопроцентное обновление мощностей, а значит, гарантировать долгосрочную конкурентоспособность на международном рынке и обеспечить прочный задел для дальнейшего успешного развития», — объясняет Виктор Литвиненко. В случае если правительство примет указанные выше предложения, отрасль вплоть до 2033 года обеспечит инвестиции на уровне 40 млрд руб. ежегодно вместо традиционных вложений в объеме около 12 млрд руб. в год в поддержание изношенных основных фондов, подсчитали в компании. 

Автор: Антон Петровский.

Источник: РБК+

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись